Занимательная нумизматика

В истории всегда есть артефакты, которые очень трудно подделать.

Потому что они массово лежат в культурном слое и их находят сотнями и тысячами, разные исследователи и простые любители.

Более того, эти артефакты попадаются снова и снова, сколько бы раз мы не возвращались к этому культурному слою.

Так происходит, например, со скифскими бронзовыми наконечниками стрел — и с греческой чёрнолаковой посудой.

С черепками черняховской керамики — и с кинжалами-акинаками евразийских степей.

В общем, это называется «массовые артефакты». Их очень трудно подделать, а в случае и с мелкими медными или бронзовыми деньгами — да и вообще невозможно.

Поэтому, находка массовых артефактов нам всегда говорит очень многое.
Как и отсутствие находок массовых артефактов там, где мы ожидаем их найти.

Итак, монетки.

1


В этой бронзовой драхме чеканки Птолемея III Эвергета прекрасно всё: и типично римский орёл, держащий в своих лапах связку мечей или же фасций, и надпись греческим текстом PTOLEMAIOU BASILEWS, и портрет самого сиятельного внука Птолемея I Сотера и сына Птолемея II Филадельфа — Птолемея III Эвергета.
Прекрасен на этой монете и неприметный значок между ног у орла, который скромно гласит: «хи-ро».
Не от слова «херово», как тут подумали многие, а от слова «хорошо», которое у древних греков обозначалось именно таким знаком:

2

Нам сейчас этот знак более известен, как «хризма» и считается одним из первых раннехристианских символов.

Проблема с этой монеткой немного иного толка.
Птолемей III Эвергет умер в 221 году до нашей эры. Где-то лет за 250 до того момента, когда проповедник из Галилеи пустился в свой последний путь на Земле, таща на себе свой крест в пути на Голгофу.

Во-первых, во избежание инсинуаций, что де «автор всё выдумал», я привожу вашему вниманию ссылку на нумизматический сайт, на котором описаны все эти «странные» монеты Птолемея III, включая и вышеупомянутую драхму.
Можете убедиться сами, что я не придумал этот значёк промеж ног орла и мне он не причудился.

Кроме того, его папа, упомянутый уже мною Птолемей II Филадельф отличился и того больше, разместив на своих бронзовых монетках и просто крест, который мы не увидим на дензнаках ещё эдак с 500 лет:

3

Минуло 500 лет — и христианская хризма снова возникает на монетах.
Проследить, когда же, наконец-то, на монетах появляются чисто христианские символы, которые в конце-концов заменяют разнообразные символы и изображения древних античных богов, мы можем на основе богатого нумизматического наследия Римской Империи. Сначала языческой, а потом — христианской.
В этом нам поможет ещё один сайт, на котором в хронологическом порядке расположено очень много образцов античных нумизматических редкостей и повседневностей.
Редкость — это обычно золотая монета, их немного. И их чаще всего подделывают. И многие из них найдены лишь в одном экземпляре.
А медь и бронзу подделывают гораздо реже, а находят — гораздо чаще.

В галерее позднеримских монет мы легко находим первые изображения христианских символов.
Это позднеримские монеты, которые массово начал чеканить Флавий Юлий Констант, один из трех сыновей Константина Великого. Двух других сыновей Константина Великого звали… Констанцием и Константином. Короче, любили это имя в императорской семье.

Вот эта монетка с профилем Константа и с хризмой, помещённой на лабарум, ещё один раннехристианский символ:

4

Нашли хи-ро? Да, оно там есть

Иногда для папочки Константа, знаменитого Константина Великого, того самого, что сделал христианство государственной религией, тоже очень любят упомянуть его «монеты с христианскими символами». Но, по факту, это не массовые монеты, а обычно так называемые «памятные медальоны», то есть, скажем так «юбилейные рубли». Которые к массовой чеканке не относятся по определению.

Вот самый знаменитый из них, на котором изображён Константин Великий в шлеме, спереди которого на него тоже нанесен знак хи-ро:

5

Медальон этот обычно датируют 315 годом нашей эры — и почему-то находят символ хи-ро на одной из чешуек шлема Константина.
Нашли? Ладно, помогу вам, чтобы вы потом не смеялись над остальными монетками, которые я вам буду показывать и над теми, что я вам уже показал:

6

Монет же массовой, а не юбилейной чеканки со времён Константина Великого дошло крайне мало — да тут ещё и эта неразбериха в именах в императорской семейке: папочка Constantinus и сыночки: Constans, Constantinus и Constantius.
Так и представляю, как папочка Константин окликает своих сыновей: «Костя, иди домой, во дворец! Да не ты, чурбан, позови Костика! Стой, да не младшего же, позови среднего, которого мы Костяном кличем!»

Однако, несмотря на то, что на чеканке Константина Великого практически нет ни хи-ро, ни, тем более, креста, он понемногу-помаленьку начинает появляться на монетах позднего Рима, уже через десяток лет после смерти Константина.

Уже узурпатор-император Магн Магненций, который в 350 году нашей эры убил упомянутого нами Константа, весьма явно размещает символ хи-ро у себя на монетах, которые он выпускал в Риме:

7

Что интересно, что сам символ хи-ро описывается, как явившийся Константину Великому перед боем с императором-узурпатором… Максенцием.
Для желающих поискать хроноложество в истории — рекомендую сравнить биографии Константа и Константина, Магненция и Максенция — и самим уже решить, почему у папы и сына были уж столь похожие имена и враги.
Может быть, они ходили по одним и тем же граблям в саду, а может быть — просто так получалось в поздней Римской Империи.

Для меня важно другое: после 350 года нашей эры на монетах последовательно возникают сначала хризма, а потом — и христианский крест.

Впрочем, например даже у императора Иовианна (правившего всего полгода между июнем 363 и февралём 364) хризма то получается на монетах, а то — и не получается:

8

Здесь вот получилось!

9

Ну а тут — увы. На лабаруме что-то весьма невнятное.

В итоге, если вы проследите всю чеканку монет IV-V веков, то вы увидите, что лабарум с хризмой постоянно то появляется, то исчезает с монет, чередуясь очень долго с массой других, более древних сюжетов.

Ну а первый крест без оговорок на хризму и лабарум, появляется на монетах уже V века нашей эры, которые пускает в оборот в Риме Галла Плацидия, которая была регентшей при своём несовершеннолетнем сыне Валентиниана. Происходит это между 425 и 437 годами нашей эры, в то время, как римская граница уже трещит под натиском варваров, а до падения Рима остаётся уже меньше полувека:

10

Приблизительно в то же время крест появляется и на монетах Константинополя, и там мы тоже видим царственную императрицу — Аэлию Евдокию:

11

Тут у нас тоже можно порадоваться за совпадения биографий. Аэлия Евдокия, как и Галла Плацидия, чеканит свою монету, однако причина, по которой она это делает, немного другая.
Якобы её муж, император Феодосий, настолько не интересовался государственным управлением, что за 43 года так и не удосужился выпустить в обращение не единой бронзовой или медной монетки — а монеты вместо него якобы чеканили августы: уже упомянутая нами жена Аэлия Евдокия и его родная сестра Элия Пульхерия.

Вот, кстати, и её монетки:

12

Кстати, чтобы уж совсем закончить с одинаковыми биографиями, скажу, что сын Галлы Плацидии, император Рима Валентиниан таки женится да дочери Евдокии, которую она назовёт… Евдоксией.
Да что же это такое, имён там у них что ли разных нет? Как их папочка Феодосий звал-то? «Евдокия! Подай мне пива! Да не ты, дура, мамку позови!»

А так — обычная история. Две женщины, одна в Риме, другая в Константинополе, чеканят монету с крестом в начале V века,

В общем, что интересно, вплоть до крушения Рима в 476 году на монетах у нас практически нет современных нам христианских символов — а сплошь различные суррогаты, по которым мы мало что можно сказать. По крайней мере — других символов, которые к христианству не имеют ровно никакого отношения, на этих монетах отнюдь не меньше.

Конечно, можно сказать, что креста там и не должно было быть и сказать, что императоры могли рисовать и что-то иное, но тогда нам надо обратится к полному списку символов, которые приписываются христианству — и одновременно зачислить в добрых христиан всех цезарей, фараонов, царей и императоров, которые позволили себе нарисовать на монете что-то кроме собственного профиля.

К ранним христианским символам, между прочим, относят:
орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5)). Привет, Птолемеи!
якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. 6:18-20); Здравствуйте, любители Посейдона-Нептуна!
голубь — символ Святого Духа;
феникс — символ воскресения;
павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
агнец — символ Иисуса Христа;
добрый Пастырь — символ Иисуса Христа;
лев — символ силы и могущества;
оливковая ветвь — символ вечного мира;
лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

В общем, что ни нарисовал художник — всё во славу единого бога, а не просто орнамент.

Ну и наконец, для того, чтобы уж совсем показать вам все прелести античной нумизматики: одним из символов Иисуса Христа в раннем христианстве была монограмма IX.
Её, отображаемую в виде шестилучевой звезды, можно встретить впоследствии, уже в византийский период, на саркофагах христианских погребений:

13

Есть эта монограмма и на античных монетах. Её здесь совершенно не проблемно найти:

14

Проблема в том, что это монета царя Ирода. Нет, не подумайте плохого, отнюдь не Ирода Антипы, с которым встречался Иисус Христос.
А Ирода Великого, его папы. Который умер, когда Иисусу всего четыре годика стукнуло. Провидец был папочка у Ирода, даром что и сам был Ирод. В лучших традициях античности, когда с именами был полный напряг.

В общем, стоит идти к саркофагам и искать христиан там. С монетами ведь номер не проходит — то мы находим христиан раньше рождения Христа, то у нас выпадает лет по сто из официальной истории христианства. Как с Константином Великим, который сделал христианство государственной религией, а на монетах изображал богиню Нику.

Ну что ж. Пошли смотреть саркофаги.
Их-то уж точно за тысячу лет христианства в Константинополе должно было накопиться просто немеряно…
Город в 350 000 жителей, тысяча лет христианской истории, по 9000 покойников в год — как с куста.
За тысячу лет — 9 миллионов трупов.
Ой, извините. Усопших и похороненных по христианскому обряду жителей Константинополя.

Источник

Один комментарий

  1. валера545

    Занятно. Как гештальт-то разваливается — такая блин была цельнолитая Культура, прям в 2К лет верилось без вопросов, а тут из-под всего вдруг показывается что-то сгамняканное на коленке из подножнаго матерьяла, да ещё и без особого старания.
    Думаецо, насчёт Римов I и II ещё много интереснаго повылезает.

Добавить комментарий